Список самостроев Москвы 819 ПП (2023 г.)

Ответьте на 6 вопросов и получите бесплатный аудит и расчёт по вашему объекту
*Мы сделаем бесплатный аудит по вашему объекту и рассчитаем предварительную стоимость легализации. Для расчета стоимости, необходимо будет предоставить документы по вашему объекту.
Узнать стоимость проекта

Попали в 819ПП?

Как исключить самострой из 819ПП.

Если ваш объект самостроя, находящийся в городе Москва уже попал в 819 пп., позвоните нам или оставьте заявку на сайте. Наш специалист запросит у вас необходимый набор документов на ваш объект из 819 ПП для проведения аудита. По итогам аудита, мы сможем оценить вероятность положительного результата и сделать оценку реализации проекта. Мы берём в работу объекты из 819 ПП, по которым точно понимаем, что получим положительный результат.

Легализировать объекты самовольного строительства из списка ПП может Градостроительная земельная комиссия города Москвы (ГЗК). Именно туда следует обращаться гражданам, имеющим основания считать свои постройки законными для их легализации. Тем не менее, чтобы обезопасить себя от тех или иных непредвиденных обстоятельств и добиться сохранения и легализации возведенной постройки, необходимо иметь представления о многих не типичных нюансах процедуры узаконивания и легализации самостроя, а также иметь представление об ее этапах и особенностях.

Предусмотренные нормативными документами причины для сноса самостроя в Москве

Правительством Москвы 08.12.2015 года было принято Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В нем содержится информация по всем объектам, будь то здания, сооружения или строения, которые государство причислило к самовольно возведенным.

Все объекты коммерческой и жилой недвижимости, которые возводятся в городской черте Москвы и Московской области, как на частной, так и а городской земле, но не имеющие соответствующих документов на само строение, законодательно причисляются к самовольным постройкам, вносятся в 819 пп. и подлежат сносу. Ежегодно количество объектов недвижимости, подлежащих сносу по ПП, неуклонно растёт в несколько раз.

Количество объектов, которые подлежат сносу, в несколько раз увеличилось с тех пор, как было подписано Постановление! Сперва должностными лицами планировалось осуществить снос ста четырех незаконно построенных объектов. Но последняя редакция нормативного документа увеличила число подлежащих сносу построек до трехсот восьмидесяти шести.

В 2019 году московской Мэрией была предложена компенсация в размере 55,5 тысяч рублей, выдаваемый за каждый метр квадратный сооружения, если будет проводиться самостоятельный его демонтаж.

Следует иметь ввиду, что 11.12.2013 года были внесены поправки в Постановление правительства Москвы № 819-ПП. В данном нормативном документе расширен перечень строение, зданий и сооружений, которые могут попадать под понятие «самовольная постройка».

Гражданское законодательство, исходя из изложенной в ст.3 ГК РФ информации, состоит из таких нормативных актов, как Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие. На федеральном уровне власти и министерства могут издавать собственные акты, в которых будет содержаться иное толкование ГК РФ с некоторыми пояснениями. При этом имеется оговорка о том, что данные нормативные документы должны издаваться в определенных пределах, предусмотренных ГК РФ.

С 11.12.2013 года сносу также подлежат имеющиеся на определенной земельной территории постройки, которые никак не могут быть отнесены к объектам капитального строительства. Это дополнительное требование, установленное Постановлением, в разы увеличило количество незаконного самостроя.

Сносить такие строения имеют право по следующим двум основаниям:

  1. При осуществлении регистрации сооружений и построек, как объекта недвижимого имущества;
  2. При наличии у гражданина свидетельства о государственной регистрации права собственности, оформленное по всем нормам современного законодательства.

ГК РФ передает права на издание актов, которые включают в себя информацию о нормах и правилах гражданских прав, правительству Москвы. Исполнительная власть, тем не менее, не имеет права транслировать акты, которые расширяют нормы, четко установленные гражданским законодательством. Таким образом, незаконно вносить дополнительные причины для сноса «самостроя» в нормативные документы.

Судебная практика

В феврале 2016 года был осуществлен первый не добровольный снос объектов по указу вышестоящих органов власти. Данные постройки были включены в список, опубликованный в Постановлении №829-ПП и 819-ПП. Через суд удалось вывести из перечня объекты, правовая принадлежность которых была доказана, но по факту их уже успели снести.

Все заинтересованные в этом деле граждане отстаивали свои права через Арбитражный суд города Москвы и через Московский городской суд. Было открыто судебное дело о рассмотрении пункта Приложения и отнесения его к противоречащим нормам российского законодательства. Кроме того, собственники настаивали на взыскании понесенных убытков.

В итоге, Верховным судом РФ было признано незаконным изданное Постановление Правительства Москвы в части сноса незаконных объектов. Некоторые жалобы остались не удовлетворенными.

Судебная практика по данной части вопроса собрана в нескольких источниках, ознакомиться с которыми можно самостоятельно. Примеры дел представлены в следующих инстанциях:

  • Арбитражный суд. Дело № А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018.
  • Суд общей юрисдикции. Дело № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016.
  • Высший Суд Российской Федерации. Дело № 5-АПГ17-147.

Внесенные в перечень объекты, подлежат исключению и в порядке административного решения через рассмотрение в ГЗК. Происходит это через утверждение нового нормативного документа, оспаривающего имеющееся Постановление. В судебной практике встречаются и такие случаи, когда именно через судебный иск удается добиться положительного решения о признании Постановления № 819 недействительным в части включения некоторых сооружений в перечень.

Для обоснования изложенной позиции Верховным судом РФ была дана ссылка на пункт 26 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года и приложено разъяснение к этому пункту. В нем оговаривается тот момент, что если гражданин не имеет на руках разрешение на строительство, то это еще не является основанием для сноса построенного или демонтированного им сооружения.

Таким образом, разрешение может отсутствовать, а стройка признаваться законной в том случае, когда происходит признание права собственности на объект.

Важно знать, что имеющаяся регистрация права собственности на объект еще не гарантирует законное его возведение. В данном случае является обязательным то условие, что суд на законных основаниях устанавливает обстоятельства, которые признают постройку незаконной.

Если на руках имеется требование о признании нормативного акта о сносе недействительным, то для рассмотрения дела судья обращает внимание на следующие обстоятельства:

  • На объект должна быть осуществлена регистрация права. Эта процедура должна оформляться в соответствии с установленным законодательством.
  • Не должно быть документа, свидетельствующего о выдаче самого разрешения на строительство.
  • В ЕСПЧ подан первый иск, опровергающий законность сноса объектов, которые признаны самостроем.

09.02.2016 года в Европейский суд по правам человека была подана жалоба от ООО «Созидание» под номером дела №71215/17. Иск был принят к рассмотрению по делу о противозаконных действиях о сносе некоторых самовольных построек. Жалоба содержала указание на нарушение закона и применение противоправных действий в отношении имеющихся объектов. Данный иск был удовлетворен в части признания прав собственности в законном порядке по решению суда, но снос все-таки осуществлен, и при этом не было получено компенсации за причиненный ущерб.

Есть ли шанс узаконить самострой в административном порядке?

Самовольно возведенные или реконструированные постройки могут соответствовать всем полагающимся нормам и правилам, касающимся противопожарной безопасности. Они могут полностью соответствовать всем требованиям гражданского права. При этом, также могут быть совершенно безопасными в ходе их эксплуатации, а также не создавать угрозу здоровья и жизни населения.

По законодательству РФ есть веское основание для вычеркивания объекта их списка при отсутствии какого-либо одного документа: разрешения на реконструкцию или разрешения на строительство. Именно поэтому, легализовать самовольные постройки самостоятельно обходится в наше время очень дорого. При этом гражданин тратит уйму времени на улаживание формальных нюансов. Самое обидное тогда, когда легализировать самострой не удается, несмотря на все предпринятые попытки.

Усовершенствованные законодательные акты, узаконенные на территории Москвы, раскрыли новый уровень возможностей проведения оценки самовольных построек. Это послужило точкой отчета к началу узаконивания самостроя с их сохранением. Достигается подобное путем составления решений административного характера.

Правовой статус ГЗК

Согласно ст. 23 Закона города Москвы от 20.02.2006 года № 65, созданная Градостроительная комиссия оперативно принимает решения при поступлении следующего списка вопросов:

  • отношения с земельными долями;
  • градостроительные мероприятия;
  • деятельность, касающаяся инвестиций;
  • непосредственный процесс строительства объектов;
  • реконструкция уже имеющихся объектов капитального строительства;
  • осуществление работ по поддержанию неприкосновенности и сохранению недвижимых объектов культурного наследия.

Исполнительными органами власти принимаются специальные поручения, подписанные уполномоченными секретарями. Решения Комиссии подлежат оформлению протоколами. Они вступают в законную силу сразу же после опубликования. В этот же момент они подтверждают и доказывают полномочия лиц, ответственных за вынесенное решение.

Принцип деятельности ГЗК, ее полномочия и правовые статусы регламентированы в Постановлении Правительства Москвы от 16.11.2010 года за № 1019-ПП.

Как легализовать самострой через ГЗК?

Для того чтобы легализовать самовольную постройку в установленном порядке через ГЗК, необходимо пройти следующие этапы:

  1. Соответствующее заявление направляется в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В инспекции собирается весь необходимый документооборот.
  2. ГЗК проводит заседание. На нем разбираются детали дела, выявляются обстоятельства и собирается доказательная база.
  3. Составление заключения Государственной инспекцией. Здесь же, если это нужно, производится расчет штрафа, который должен будет заплатить проигравший дело.
  4. В случае принятого положительного решения составляется документ, подтверждающий право проводить реконструкцию или строительство рассматриваемого объекта.
  5. Выдается выписка, в которой обосновывается целесообразность сохранения объекта в прежних установленных границах.
  6. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  7. Проведение регистрации прав в соответствующем отделе Росреестра.

Условия положительного решения

Чтобы узаконить самовольную постройку, нужно иметь следующие документы:

  • Заключение о соответствии объекта. Является подтверждающим факт безопасности жизни и здоровья граждан. Кроме того, он подтверждает соответствие объекта всем правилам и нормам градостроительной документации.
  • Архитектурно-градостроительное решение. Документ должен быть грамотно составлен и подписан Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Как исключается из перечня объект?

Объекты подлежат исключению из перечней, которые опубликованы в Постановлении № 819-ПП, в случае соблюдения всех этапов проверки и положительного решения комиссии. При этом, обязательно должны быть выполнены все условия сторон и оплачены имеющиеся штрафные санкции.

Отдельным пунктом ГЗК описывается процедура обязательного исключения объектов из перечня, которую проводят специально поставленные для этих целей должностные лица. Все вопросы, касающиеся осуществления вопросов исключения объектов из перечня, осуществляются, как показывает практика, в течение 30 рабочих дней.

Бывает так, что в момент исключения объектов из списка город распечатывает на собственников иски, которые утверждают, что их объекты являются самовольными постройками и подлежат сносу. В данном случае, город, при предоставлении противоположного решения комиссии, обязан сразу же отозвать все имеющиеся и противоречащие официальным документам иски. Вся информация об исключении тех или иных самовольных построек подлежит включению в отдельный пункт протокола ГЗК.

При невыполнении заинтересованным лицом принятых на него обязательств, например, сдача экспертизы или оплата штрафных санкций, Протокол тут же подлежит отмене!

Выводы

В заключении отметим, что узаконивание самостроя через ГЗК — непростое дело. Необходимо пройти огромный комплекс всевозможных процедур правового характера. При этом придется четко распланировать свое время, чтобы завершить процедуру в срок. Положительный результат могут предвещать только опытные специалисты, которые имеют соответствующие навыки и базовые знания в этой области. Именно они осуществляют консультирование и помогают правильно составлять те или иные бумаги.

Подробнее

Ответы на частые вопросы

Вопрос №1. Почему актуален снос?

Понятие, признаки

Самострой — этим термином в российском законодательстве признаётся здание с прочной связью с землёй, фундаментом, обладающее признаками объекта капстроительства. Объект строительной застройки подвержен легализации. Он может и не иметь жилой вид, в нём могут располагаться организации, но:

  • построен на неоформленной соответственно действующим правилам земле, будучи в собственности или в аренде;
  • имеет назначение, идущее вразрез с целевым;
  • не имеет разрешения на возведение или нарушено его согласование;
  • при постройке нарушались нормы градостроения Москвы.

Чтобы проверить возможность легализации самостроя из реестра, необходимо знать, по какому из указанных пунктов строение с помещениями и этажами включено в список на снос. И тогда можно начать процесс легализации объекта из реестра.

История вопроса легализации

819-е Постановление с литерами ПП принималось властями правительства Москвы в декабре 2013 года, подчиняясь двум главным целям реестра:

  • налаживанию правового механизма взаимодействия властной вертикали города Москвы, занятой поиском недвижимости, используемой не по прописанному назначению;
  • выявлению и пресечению такого нецелевого использования, осуществляя снос.

Включение в документ реестра не делает невозможной легализацию самостроя, так как есть процедура исключения, это видно на карте застроек, где целая сеть учреждений и домов успешно её преодолела, несмотря на наличие их в постановлении.

Постановление формирует два перечня объектов:

  • найденные случаи самостроя по адресу, они включены в список, составляющий второе приложение к Постановлению;
  • некорректное использование территории с нарушениями правил землеотведения, включены в список в третьем приложении к Постановлению.

Постановление за десятилетие претерпело множество изменений, неизменным остаётся принцип: самовольно возведённые объекты ожидает снос. По столичной карте видно, как расширяется процесс. Чтобы найти объект с целью легализации самостроя, порой приходится поднимать ранние версии Постановления. Постановление не формировалось единым реестром Москвы. Сложно находить пристройки к зданиям, разработка ведётся постоянно.

Оформив соответствующий запрос в Госинспекцию недвижимости Москвы для легализации самостроя, можно получить информацию из первых рук, содержит ли Постановление интересующий объект. Адрес электронки для формирования запроса — gin@mos.ru. В таком случае проверяется ранее имевшийся список, проверка осуществляется картой строительныхорганизаций, включая генеральный план. Обращение должны обязательно зарегистрировать.

Дополнительно рассматривается и 829-е Постановление, оно также важно для легализации самостроя, чтобы предотвратить снос.

Вопрос 2. Чем это грозит? Обязателен ли снос?

Прописанные в законе санкции

Федеральное законодательство выработало позицию, по которой у владельцев таких строений нет права пользования ими, а значит, неизбежен и снос, когда недвижимость демонтируется (она должна быть включена в списки). За нарушение предусмотрены штрафные санкции. Согласно статьям КоАПа, их размер составляет две-пять тысяч рублей для физических лиц, должностные могут заплатить 20-50, а у юрлиц штраф может достигнуть миллиона рублей. В случае признания самозахвата оплата исчисляется процентами стоимости по кадастру Москвы. В том числе и поэтому стремятся легализовать объекты на карте, обращаясь в компании, которые оказывают подобные услуги.

Но даже не это является проблемой для жителей Москвы: строение ожидает снос. Чтобы его избежать, запускают легализацию самостроя. Это позволяет не попадать в ситуации, когда действие процедуры нарушает права жителей и идёт вразрез с их интересами.

Вопрос №3. Если решили брать компенсацию за демонтаж, как её получить?

Порядок получения выплат для сноса

99-й приказ с литерами ПР от 17 августа 2016 года определил, как должны компенсироваться затраты на снос самовольно возведённых зданий и признанных таковыми. По этому вопросу доступно обращение в префектуру Москвы, к которой относится здание на карте.

Компенсация за снос может быть начислена москвичам как в случае, если снос осуществлён самостоятельно, так и при своевременном направлении согласия на процедуру. Однако её размеры не так велики для сноса, чтобы чувствовать себя удовлетворённым в рамках Москвы. Технические действия по сносу и вовсе могут перекрыть выделенный бюджет.

Поэтому мы рекомендуем так поступать только в заведомо проигрышных случаях, в других ситуациях лучше заняться легализацией самостроя, если он попал в списки на снос. Срок перечисления средств на карту составляет до двух месяцев с момента подачи заявления. К заявлению по форме прикладываются паспортные копии, документы, свидетельствующие о принадлежности демонтируемого здания обратившемуся москвичу, список включает также выписки из ЕГРЛ по собственности и её ликвидации после демонтажа, и реквизиты карты.

Оставьте заявку и получите
консультацию эксперта
ФИО
НОМЕР телефона
E-mail